Рассказы марафонцев

Первый веломарофон 2000 года (200км ) Петриков Владимир

Что для меня веломарафон? Я не спортсмен и не велогонщик. Мне просто надо доехать до финиша, уложиться в норматив и убедиться, что немного здоровья еще есть. 200 км - вроде бы немного, но уже и не мало. Это особенно не мало в этом году, когда до старта накатано всего около 200 км за две недели вялых катаний. Поэтому задача, стоящая передо мной совсем простая - проехать из дома в дом 250 км и не залечь по дороге от бессилья. Т.е. мне нельзя загнать свой слабо подготовленный организм. Значит: "Тише едешь - дальше будешь!"

Собираемся утром в 9 часов на Поклонной горе. Прекрасная для весны погода: тепло как летом, желтое солнце, голубое небо и слабый ветер. Уточняем маршрут, обсуждаем новости и в 9-30 стартуем. Мой скромный план проехать эти 200км за 10 часов. Выезжаем группой из 8 человек, потом нас нагонят еще двое. Бодро еду до первого подъема перед Парголово и сразу начинаю отставать. Еще километров 10 хорохорюсь, держась за группу. Но, прикинув, что позади с утра уже ~40км, т.е. мною пройден самый большой пробег в этом году, и почувствовав, что уже начал выдыхаться, я быстро отстал и дальше ехал до финиша один. Ехать тяжело: мало того, что это - ну самый большой выезд в этом году, так это еще и "Горный" марафон. Едем через Юкки на Сосново. Сколько километров здесь наезжено, но сейчас меня утомляют любые подъёмы. Вдобавок начала проскакивать цепь при больших усилиях. Поэтому марафон превращается в пеше-велосипедный: как встречается крутой подъём, даже если он короткий, слезаю с велосипеда и иду пешком. Спокойно так иду, к финишу.

Добираюсь до Сосново. Вокруг автобусной остановки отдыхает вся группа, а Никита Захаров вынимает лопнувшие спицы из заднего колеса, после чего становится тихоходом. Отдыхаю, ем, пью, и потихоньку еду дальше: уезжаю от группы вперёд. На полдороге до Мичуринского все снова меня обгоняют. Но в Мичуринском устраивается очередной привал, где снова едим, пьём. Самочувствие после ~90км вяловатое, но, в общем, пока ещё нормальное. 1,5 литра воды уже во мне, а на велосипеде снова полная фляга. Снова уезжаю вперёд, но скоро меня нагоняет Панченко. На подъёмах он уходит от меня, но на спусках моя машина катит не хуже, и я его даже догоняю. Перед Коробицыно, там где длинный крутой подъёем, я слезаю и долго-долго иду наверх, глядя на его удаляющуюся спину. Зато можно спокойно посмотреть по сторонам на весну, на первые цветы. Затем меня обгоняют еще трое - значит, группа уже распалась на подъёмах. Перед Подгорьем меня обгоняет Егерева Наташа. И главное - где? Там где я в эти горки вкатывал на "Салюте" жену с ребенком. А сейчас я иду там пешком. Но пока иду. А вот после поворота на Петербург за Подгорьем и первым длинным подъёмом (снова пешком) я уже сажусь отдыхать. Всё - приехал. Хочется лечь, поесть, отдохнуть. Руки натёрлись - достаю простые перчатки, спасающие от всех потертостей. Слегка намялось то, на чём сижу. Колени пока не болят, стопы не растянуты. А раньше бывало и хуже. Ем, отдыхаю, смотрю, как в подъём неспешно выезжает одна 2-ка, затем другая. Отдохнув, делаю очередной бросок - 20км до Первомайского. Там, около магазина, я еще застаю последних ребят, но пока я отовариваюсь едой и питьём, они уже уезжают. Снова отдых и потихоньку еду вперёд, в Зеленогорск. Еду очень спокойно, без напряжений, т.к. уже устал, а ещё ехать и ехать. Даже на спусках не разогнаться по этим :. дорогам.

В Зеленогорске все собрались в кафе. Первые сидят долго - около часа, а последние гораздо меньше. Отдохнув, все дружно стартуют в город. Все, кроме меня. Мне туда без остановок не доехать. Сил уже нет. Уезжаю последним и медленно еду по нижнему шоссе. Дело идет к вечеру. Неожиданно становится очень холодно. Прямо на берегу залива и у берега лежит лёд и западный ветер гонит этот зимний воздух прямо на открытое шоссе. Вдоль дороги очень много машин, несмотря на апрель месяц и начало сезона. Народ потянулся за шашлыками и свободных мест в многочисленных кафе мало. За Сестрорецком у меня очередной привал. Лучше немного пересидеть, чем потом лечь. Одеваюсь. Самочувствие нормальное, усталости много, но все системы еще работают и терморегуляция тоже в порядке. Со скорость, чуть большей, чем у прогуливающихся велосипедисток, отправляюсь уже к финишу. Около "Девушки с рукой", что стоит вначале Приморского проспекта, у нас финиш; спрашиваю прохожего - который час. И, о забавность, - ровно 19-30. То есть точно 10 часов на весь марафон. Значит, оценка своих возможностей была очень правильной. Довольный этим, еду потихоньку домой.

Конечно, я здорово устал, и тело помялось от недостаточной подготовки. Но на следующий день состояние оказалось настолько удовлетворительным, что я снова сел в седло и отправился на рынок за продуктами. А к понедельнику совсем восстановился.

400 ЗА 18

СПб-Петродворец-Копорье-Пружицы-Осьмино-Толмачево-СПб

С утра была температура +15. На старте со мной был Андрей Ханнолайнен. Я стартовал в шерстяных трусах, веломайке со съемными рукавами, штормовке из тонкого каландра и велошапочке. После поворота на Гостилицы, штормовку снял и положил в задний карман. Дальнейшую регулировку комфорта осуществлял подъемом и опусканием тонких рукавов с липучечным креплением.

Андрей сошел через 70 км. Примерно через 100 км в голове началось некоторое торможение, когда кажется, что дорога движется быстрее, ноги живут своей жизнью, желудок просит свою законную пищу, а сознание лениво перемещается по этим объектам, не забывая отмечать красивое дерево или речку.

Неожиданно появился знакомый силуэт. Меня догнал Сергей Ионенков. Он стартовал на час позже нас. Через некоторое время он превратился в удаляющуюся точку. Его крейсерская скорость явно не совпадала с моей.

Из питания у меня было 300г изюма и 0,5 л кипеченой воды. В Осьмино я прикупил еще 300г изюма, минералки 1,5 л и шоколадку. Так я и проехал 18 часов почти без остановок, поглощая бесконечный изюм.

За 100км до финиша одел штормовку и рейтузы. Накидка и бахилы, которые были взяты на случай дождя, не понадобились. Природа отнеслась благосклонно к нашему мероприятию. Самочувствие после велопробега отличное.Решил для себя, что никогда больше не буду ездить на велосипеде по Киевскому шоссе.

ВОКРУГ ЛАДОГИ (760км)

Я приехал на старт рано, но там уже застал Ивана (Карпова) из Астрахани. Его новенький Bianchi небесно голубого цвета неудержимо притягивал взгляд. Затем появился Джим из США. Молодой симпатичный улыбчатый парень в желтом шлеме на легком байке, адаптированном для шоссе. На руле у него было закреплено 3 компьютера и сумка с планшетом. К заднему багажнику с правой стороны подвешена вторая сумка.

На левой части руля зеркальце заднего вида. Свой байк он сразу аккуратно поставил на подножку. Потом начали прибывать питерские участники, представив очень широкий спектр отечественной и импортной техники.

Колонна велосипедистов бодро двигалась по мурманскому шоссе. Скорость поддерживалась 35-37. Из машины сопровождения активно велась видео- и фото- съемка. Когда широкая часть закончилась, меня очень сильно прижала к обочине какая-то грязная шаланда.

Примерно километров через 200 группа окончательно развалилась, и я спокойно поехал со своей крейсерской скоростью 24 км/час. Временами накрапывал дождик, но это было пустяки т.к. экипировка позволяла безболезненно пережить проливной дождь. Процесс распада и отшельничества не конструктивен и чужд большинству велосипедистов. Скоро мы объединились в не большую, но дружную команду из 3 человек (Соболев Михаил, Голубков Илья). На контрольном пункте в Олонце (290км) задерживаться не стали для экономии драгоценного светлого времени.

Усталости пока не ощущалось. У меня с собой была маленькая палатка, которая в любой момент могла послужить укрытием. Погода порадовала нас красивым закатом, а природа открывала нашему изумленному взору все новые картины. Но настал момент, когда темнота и проблемная дорога снизили нашу скорость до 10 км/час. После Питкеранты мы залегли. Но заснуть не удалось. В одноместной палатке втроем было тесно. Через час начало светать, и мы продолжили путь. Самые живописные места - мы увидели в первых лучах восходящего солнца. Скоро выяснилось, что наша группа лидирует. Остальные уделили отдыху больше времени. Спали в гостинице, на остановке автобуса. Вскоре несколько человек нас догнали. Михаил (Соболев) из нашей тройки продолжил путь с ними. Нас осталось двое. Мы ехали со скоростью примерно 20 км/час, оживленно обсуждая достоинства и недостатки различных велодеталей. Это помогало отгонять сон.

Рельеф начал преподносить свой главный сюрприз - это бесконечное количество коротких, но очень крутых подъемов-торчков. Я с трудом проворачивал 40х21. На одном из них Илья сломал шатун. Я остался один. Началась новая стадия марафона - борьба за ускользающее сознание. В какой-то момент я понял, что это может закончиться очень близким знакомством с асфальтом. Выбрав замечательное место - залег в палатку и тут же вырубился. Полчаса сна было вполне достаточно. Вскоре началась грунтовка, где я окончательно взбодрился. Решил увеличивать скорость. В районе Кузнечного начался асфальт, по которому выдавал 32-35. На контрольном пункте выпил стакан чая и сразу поехал дальше с Михаилом из Москвы. Благополучно добрались до финиша на Поклонной горе в 23.58 .

На дистанции я использовал однотрубки 600х27. Проколов не было. Седло кожаное ХВЗ, пропитанное касторовым маслом. Трусы шерстяные, древние. Потертостей не было. В ночное время и при дожде я надевал куртку на синтепоне. Фара, накидка, бахилы почти не понадобились. Пользование палаткой оказалось не удобно. Лучше иметь чехол-мешок из тонкого гортекса с сеточкой от комаров на лицо. Из питания основу составлял изюм, остальное я, по мелочи, докупал в магазинах. Питье - минерализированная вода "Полюстрово". В целом считаю, что проехал удачно.

Километраж 765км

Затраченное время 40,5ч

Сон 0,5 ч

ЛАДОГА 2000 (760км) Голубков Илья

Твердое желание проехать "вокруг-ладожский" веломарафон в этом сезоне, у меня возникло практически за неделю до старта. Давно хотел испытать свою способность ехать на велосипеде без длительных остановок и ночевок на расстояние большее 400км. Ладожский марафон был заявлен, как 800 - километровый.

К назначенному времени я подъехал на место старта (площадь перед Финляндским вокзалом). Практически в то же время со стороны набережной показался Даниил Безносенко. Меня удивило, что других велосипедистов (кроме нас) на старте не наблюдается. Основная группа (как оказалось потом) расположилась неподалеку. Но кустарник, посаженный по контуру площади, скрыл от нашего взгляда остальных участников. Мы приехали далеко не первыми, но и не последними. Прибывшие на марафон участники были на "железных", "алюминиевых", и прочих "конях" разного уровня. Здесь можно было увидеть и крутую гоночную технику от ведущих производителей, и образцы отечественного (в прошлом) велостроения. Большинство приехало на клинчерах (узких колесах с тонкими камерами и покрышками). У многих стояла резина 19мм. (На мой взгляд, не слишком хороший вариант). И это несмотря на то, что заранее было известно - 40км маршрута - участок дороги без асфальтового покрытия (грейдер).

Единственный среди участников иностранец - американец Джим приехал на весьма интересном велосипеде. На первый взгляд - это был гибрид. Рама от горного велосипеда, большие и узкие (клинчерные) колеса. Очень похоже, что это один из вариантов велосипеда для триатлона.

Меня сильно удивило, что один человек приехал на байке с амортизационной передней вилкой, когда как остальная публика седлала разного рода шоссейную технику. Но, как потом выяснилось, этот "байкер" (Сергей Ионенков) задавал высокий темп движения и проехал всю дистанцию среди лидеров.

День обещал быть удачным. Погода была просто идеальной для подобной поездки. С утра было не жарко. Небо было слегка пасмурным, но затяжных ливней не предвещало. И погода не обманула. В начале марафона нам приходилось несколько раз попадать под небольшой дождик. Хотя в полной мере дождиком это явление можно назвать с натяжкой. На первых 200 км нам не пришлось сталкиваться ни с ливнями, ни с палящим солнцем.

После небольшой предстартовой видео/фото-съемки и напутственных слов, наша группа двинулась в путь. Вот выезд из города, скорость движения поднялась выше 30 км/ч и стала плавно нарастать. К Ладожскому мосту (Кировск) группа разогналась уже до 37-40 км/ч, и продолжала дружно ехать в этом темпе. Первые потери в группе не заставили ждать. С небольшим интервалом во времени прокололись двое (как раз на резине 622Х19с). Оба в схожей ситуации (наезд на камушек передним колесом).

Группа продолжала свое сумасшедшее движение почти без остановок (была одна санитарная). Создавалось впечатление, что нам предстоит проехать не 800, а 80 км.

Где-то в районе Сясьстроя или Доможирово от основной группы отстали Михаил Соболев, Андрей Безызвестных и я. Так образовалась наша небольшая группа. Мы продолжили путь, поддерживая несколько меньшую крейсерскую скорость (24-28 км/ч).

У Михаила кончалась вода, а машина сопровождения, как назло, уехала. Организаторы везли минеральную воду в машине, вселяя тем самым надежду на то, что воду можно будет получить по первому требованию. В итоге мы с Михаилом заправили наши фляги в одном из колодцев в небольшом поселке, попавшемся нам по дороге. На будущее - учли свою ошибку и старались вовремя пополнять запасы.

У меня под Сясьстроем стало сводить мышцы. Если бы не чудо-таблетки Михаила (поливитамины + минералы), было бы совсем худо.

Мы сделали несколько остановок (уже не помню где), на одной из которых зашли в магазин (в Лодейном Поле). Весьма интересно было наблюдать, как меняется окружающая обстановка. Казалось, отъехали совсем недалеко от Питера. Глядишь, и люди другие, и цены в магазинах чуть ниже...

При этом обнаружилось, что у Андрея начало сыпаться заднее колесо (в тот момент только одна спица слева). Спица была заменена, и мы поехали дальше. Чуть не проскочили основную привалочную остановку в Олонце (от основной группы мы отстали на полчаса). Здесь уже стоял палаточный городок, и отдыхали лидеры. В Олонец въехали уже вчетвером (нагнали Данилу). Было очень рано, и мы решили не останавливаться надолго, а продолжать ехать. Вместе с нами поехали и все лидеры (Николай Панченко только разделся и лег, как вскочил и тоже поехал). Наша маленькая группа (Михаил, Андрей, я) то обгоняла остановившихся, то пропускала вперед. Только отъехали от Олонца, у Андрея лопнула спица справа (на заднем колесе). Я думал, что у меня есть съемник пятерника. Но, как выяснилось, я его оставил дома. Обогнавший нас Панченко оставил свой в машине сопровождения. Возвращаться было поздно. Андрей поехал так.

В Салми приехали уже в сумерках (23.??). Приветливые местные жители быстро объяснили нам, где лучше всего купить еду и воду. Среди местных попались водители шаланды, которые видели нас в Лодейном Поле. Они были сильно удивлены тем, что мы доехали на великах. Еще больше удивились, когда узнали, что мы утром выехали из Питера. При этом люди отнеслись к нам уважительно и серьезно. Никто не смотрел на нас, как на сумасшедших (как это делают в больших мегаполисах типа Москвы, Питера и пр., обыватели, неспособные оторвать свой зад от дивана).

В местный магазинчик въехало примерно 6 велосипедистов (вместе с велосипедами). Нельзя сказать, что продавцы были в восторге, но вели себя достаточно дружелюбно. Прямо в магазине мы устроили перекус и заполнили карточки. Передохнули и снова в путь.

Несмотря на хорошую дорогу и снижение скорости, у Андрея недоставало уже 3 спиц (и все справа). По дороге в Питкяранту их число выросло до 8. К Питкяранте подъезжали уже в темноте. Проехав Питкяранту, мы все почувствовали усталость и залегли спать. Я был готов заснуть, как только мы прекращали движение. В какой-то момент, стоило остановиться, и велик сам выпадал из рук. Андрей вез с собой одноместную палатку собственной конструкции и изготовления. В эту палатку мы и влезли (все трое). Проспали около часа, и стало светать. Как потом выяснилось, все лидеры вырубились тут же. Панченко мы видели спящим на ближайшей автобусной остановке, кто-то спал в гостинице (в Питкяранте). Впереди остался только Данила. Он с самого начала планировал ехать без сна. Следы его велика были видны на небольшом участке грунтовой дороги сразу за Питкярантой. Тут мы поняли, насколько удачно мы выбрали время и место для сна. Если бы в темноте мы проехали чуть дальше, нас могли ждать крупные неприятности. Давно ремонтируемый участок дороги начинался в середине хорошего спуска. Грунтовка была местами рыхлой, а местами на ней встречались камни среднего (с кирпич) и, иногда, крупного (с валун) размера. Если бы мы здесь оказались в темноте, риск серьезной аварии был бы весьма и весьма велик. (Когда я спросил после марафона Данилу, как ему удалось успешно пройти в темноте этот участок, он сказал, что и год назад этот участок был точно таким.)

По пути в Сортавалу, число утраченных Андреем спиц достигло 9. И нас нагнала машина сопровождения. Мы заправились водой, а Андрей взял съемник. Мы узнали, что Олонец проехали все участники. Что основные лидеры оказались чуть сзади нас. "Едем до Сортавалы, или до первой спицы", сказал Андрей.

Спустя некоторое время, нас нагнали фавориты марафона. Скорость движения их группы была около 28-30 км/ч. И это после 400 с лишним км пробега. Некоторое время и мы двигались вместе с ними. Лично я был в полусонном состоянии, и мне приходилось прикладывать усилия, чтобы не отстать. Но через несколько километров лидеры все-таки ушли. Вместе с ними ушел и Михаил. Тут у Андрея и лопнула последняя спица. После ремонта колеса, мы так и шли в паре. Надо заметить (это мое мнение), что наиболее живописная часть маршрута начиналась в Олонце. На подъезде к Сортавале дорога становится более и более пересеченной, но окрестности все более живописными. Дорога идет по берегу Ладоги.

У меня все складывалось неплохо до 518км. А далее - сломался правый шатун. Это случилось в последнем перед Приозерском пункте контроля. Прямо в поселке Лахденпохья, в 9ч 15мин. (так я пометил в своей путевой карте). В итоге пришлось сойти с трассы и эвакуироваться. Попытка поймать попутку до Приозерска или Кузнечного оказалась неудачной. Я продолжил движение по шоссе пешком. В следующем населенном пункте меня подобрали и отвезли на ближайшую железнодорожную станцию Яккима (Спасибо доброму человеку, который отвез меня, и не взял предложенных денег. Есть еще такие люди. А ведь мой конь наполовину торчал из задней двери его УАЗа). Невезение на этом не закончилось. Ходивший обычно в 15.?? подкидыш, оказался с середины месяца в отмене. Ближайший - в 18.15 . Итог - ждать больше половины дня. Я разместился на находящейся рядом со станцией, автобусной остановке, и продолжил голосовать (вдруг повезет) в надежде раньше уехать в Приозерск. Кроме того, было интересно увидеть, когда проедут остальные участники. Насколько растянулась группа? По моим прикидкам, оставалось еще 4 участника. В районе 16.?? проехал американец. Больше никого я не увидел.

Дальше путь домой был длинным и нудным. Сначала подкидыш (Сортавала-Кузнечное), а далее - электричка. Дома был в первом часу ночи. Если бы не поломка, можно было бы ожидать более раннего прибытия (финиш марафона был недалеко от моего дома).

Основные итоги: На мой взгляд, для подобного мероприятия наиболее подходит шоссейный велосипед с резиной 622х28 (на чем и ездил). Большая часть маршрута - асфальтовое покрытие приличного качества. Вполне допустимы отклонения как в большую (622х32), так и в меньшую стороны. Но лично я не стал бы ставить на заднее колесо меньше 622х28. Велосипед должен быть подготовлен для длительной езды (хотя от случая никто не застрахован).

Для прохождения участка Сортавала-Приозерск неплохо иметь передачу, близкую к 1/1. Перед марафоном просто необходимо тщательно выспаться. По моим наблюдениям, большая часть маршрута (не меньше половины) проходит по трассам со слабым движением (может нам просто повезло). Но начало и конец маршрута - езда в плотном потоке машин (Мурманское и Призерское шоссе). Особенно сложным (с точки зрения безопасности движения) считаю финишный участок (от Приозерска). Усталость - дополнительный фактор риска (езда по Приозерскому шоссе требует постоянной собранности). Считаю обязательным применение фонарей - мигалок в ночное время.

400 км, 2001 г

СПБ-БОРИСОВА ГРИВА-ВОЛОЯРВИ-МАТОКСА-СОСНОВО-ЛОСЕВО-ЖИТКОВО-СМИРНОВО-ВЫБОРГ-ПРИМОРСК-ЗЕЛЕНОГОРСК-СПБ

На старт вышли всего 2 человека, да Владимир Петриков решился проехать с нами 200 км, из-за болезни. Мы с Ильей Голубковым были настроены решительно, ведь через 2 недели будет "Ладога 2001" - первенство России по веломарафону, в котором собираются принять участие сильнейшие гонщики города, и поданы заявки из многих городов страны и зарубежья.

Мы не стремились к быстрой езде, но сильный попутный ветер давал возможность держать хорошую скорость.

Дорожное покрытие на участке после Мурманского шоссе и до Матоксы представляет собой некое подобие асфальта с небольшими включениями бетона. Все это имеет не очень ровную поверхность и может быть рекомендовано для поездок на велосипедах с амортизаторами. Загруженность автотранспортом до Борисовой Гривы выше средней, после - очень низкая. Но некоторые опытные дальнобойщики пользуются этой дорогой, как окружной. Можно неожиданно увидеть несколько фур идущих на большой скорости. Кроме однообразного болота и кустов иногда встречаются вполне симпатичные места с соснами.

После Матоксы у меня на подъемах стала появляться усталость. Сказывалась пропущенная 300ка и недавняя болезнь. Приходилось отставать, чтобы не перенапрячься. С Володей распрощались в Сосново и продолжили свой путь вдвоем под непрерывное шуршание встречных и попутных машин, которыми так богато Приозерское шоссе. После поворота на Выборг началась одна из самых привлекательных дорог Карельского перешейка. Почти полное отсутствие машин, хорошее покрытие, живописные сосновые леса, малая заселенность и чистый воздух. Финны, при ее строительстве сделали повороты через 200-300м для маневра против авиации, что для велосипедистов, как мне кажется, получилось очень удачно с эстетической точки зрения. Ведь всем известно, как угнетает уходящее в бесконечность прямая лента шоссе.

С каждым часом становилось все темнее, холоднее и скорость все падала и падала, но мы держались. Поворот в пос. Смирново нас очень порадовал, так как идентифицировать населенные пункты было затруднительно, вследствие отсутствия необходимых табличек с названиями.

В Выборге, зная выезд на Приморское шоссе, все-таки слегка заплутали. Одинокий прохожий охотно и подробно объяснил нам нужное направление. На шоссе с табличками все было в порядке, прекрасный ландшафт и дорожное покрытие дополняли картину. Стало светать. Очень хотелось спать. После моего второго съезда на обочину из-за потери контроля решили подремать на автобусной остановке. Однако собачий холод не позволил. Пришлось ехать. С тоской вспоминал о дополнительных штанах, куртке и прочих хороших и теплых вещах, оставленных дома.

Через некоторое время появилось солнце. Температура воздуха немного поднялась. Мы предприняли еще одну попытку поспать. Свернувшись калачиками, как животные на влажном мху, мы на этот раз поспали дольше. Эти остановки, недосып и холод не позволяли мне ехать быстрее 20 км/час. Илья чувствовал себя лучше и перед Зеленогорском, чтобы его не тормозить, я попросил его ехать вперед своим темпом.

Так я и дополз до финиша еле живой. Прошлогодняя 400ка оказалась детской прогулкой по сравнению с этим бреветом.

Ладога 2001 (760км) Голубков Илья

Что касается нас с Андреем, то тут будет справедлива поговорка - "Тише едешь - шире морда".

Мы с Андреем Безызвестных рванули в головной группе. До Волхова доехали без приключений. А дальше - свернули (за остальной группой) в Тихвин. И в результате - 100 лишних км + цейтнот. Но наши волевые усилия позволили успеть на второй К.П. с запасом. (Мои прикидки говорили, что это более чем реально.) Естественно, в данной ситуации не приходилось думать о результате. Но твердый настрой "проехать весь маршрут" помог. На втором К.П. я потерял более получаса в поиске судьи. Идиотская ситуация. В конце концов, отметил карту у туристов из Лодейного, приехавших на машине (указав в карте номер машины). При выезде из Монастыря появился судья. Лучше поздно, чем никогда. Мужик отошел на короткое время, и тут я приехал. Очень неудачно разминулись. Зато я предупредил его, что сзади едет Андрей (и может кто еще из уехавших в Тихвин). При выезде на трассу, встречаю Андрея. Он едет отмечаться, я его дожидаюсь, делаю перекус. До первого спальника едем вместе. Далее - я остаюсь до закрытия, а Андрей уезжает. С первого спальника уезжаю последним. Но это меня не сильно расстраивает. Главная цель - проехать весь маршрут. Сон в течение 2 часов позволил хорошо восстановиться. И я поехал довольно резво (24-28). Не успел проехать десяти километров, встретил на дороге медведя. Не знаю сам, по какой причине я обернулся назад. Но в десяти метрах от меня дорогу перебегал медведь.

Довольно быстро долетел до Салми. Тут меня обогнала машина, перевозящая палаточный лагерь. Наступило мое традиционное время завтракать, что я и сделал в местном магазине. Дальше - Питкяранта. После Питкяранты ехать стало тяжелее. Сказывалась жара. Но приближение к Сортавале ощущалось и придавало сил. В Сортавале судей обнаружено не было. Но это меня не сильно расстроило.

Михаил Каменцев предупредил меня, что в Сортавале скорее всего их и не будет. Еду дальше. Места красивые. Чередуются тягуны и спуски. Вот, наконец, и Лахденпохья - место прошлогодней поломки. Зашел в магазин "Пятерочка" поел, еду дальше. Вот станция Яккима, с которой в прошлом году выезжал на подкидыше. Вот та автобусная остановка, на которой в прошлом году просидел почти день, убивая время в ожидании подкидыша (Сортавала-Кузнечное). В прошлом году я был тут днем, а теперь вечер. Этот факт несколько удручает. Зато радует, что сегодня я здесь проехал на велосипеде, а не на машине или поезде.

Приближение очередного спальника придает сил, и я снова начинаю ехать быстрее. На одном из спусков (недалеко от К.П.) чуть не загремел. Это там, где асфальтовый спуск переходит в грейдер на выкате. Эта деталь была замечена довольно поздно, и я успел лишь сбросить скорость перед грейдером.

На втором спальнике ужинаю и ложусь до закрытия. Приятен факт, что я умудрился кого-то обогнать (правда, сам этого не заметил). Михаил Каменцев сказал, что приехал за пол часа до меня. Ужинаем вместе. Я заваливаюсь спать, а он уезжает. Вместе с ним уезжает еще кто-то. Приезжают те, кого обогнал я. Им крайне не повезло. Мы буквально только что все съели и выпили. Для них начинают готовить еду и чай. Но они, не дождавшись, уезжают недовольные. С моей точки зрения, спальные пункты были организованы хорошо. И люди на них отработали здорово. К моменту закрытия второго спальника, кроме меня там было еще 4 велосипедиста. Трое из московского "Каравана". Один из них агитировал товарищей остаться с палаткой до утра, а далее ехать на поезде в Питер. Он прибывал в иллюзии, что станция рядом и поезда с утра ходят регулярно. Поскольку я знал ситуацию, я рекомендовал доехать до Приозерска (т.к. реального расписания подкидышей у меня не было, а путь в Питер на поезде я разведал год назад).

Все вместе едем в сторону Приозерска. Почти сразу от нас отрывается Володя Тихомиров. Больше он нам не встретился. Наша группка слегка растягивается.

В Приозерске сидим в "стекляшке" на бензоколонке. Из Приозерска до Питера пожелали ехать Леонид и я.

В такой компании мы и финишировали (в 13.30 или 13.20). В карте отмечено. Никаких судей опять не было. Это было неприятно, хотя и предсказуемо.

Расспрос двух победителей " Ладоги 2001" о радоннерстве Петриков Владимир

Через пару дней после финиша 800км веломарафона "Ладога-2001" состоялась беседа-расспрос между - Владимиром Петриковым (В), участником марафона Париж-Брест-Париж (ПБП) 1999года #3992 (клуб "Нева-марафон") и двумя иностранцами - победителями ладожского марафона:

- Юрием Левковским, 99ПБП #3994, ARU , Украина (Ю) и

- Джеймсом Рейнольдсом, 99ПБП #804, A.U.K. , Англия (Дж)

(В) - Откуда Вы узнали про Ладожский марафон?

(Дж) - Я узнал об этом из электронного письма от Валерия Комочкова (председатель Общества "Российские рандоннеры"). А с Валерием я познакомился во время ПБП.

(Ю) - Я узнал от своего киевского друга: Юры Павличенко, которому пришло информационное письмо про марафон, а он в свою очередь узнал адрес от Вадима Кудина ("Караван-марафон") из Москвы.

(В) - Вас интересовала именно Ладога, как марафон, или интересовало посещение России или что-то другое?

(Дж) - Больше - посетить Россию. Хотя я уже ездил по России в 90-х годах, я думаю, что мне больше хотелось посетить Россию.

(Ю) - Значит, было много равноценных причин. Последний год наш руководитель - Потупин, грубо говоря, где-то, потерялся. Для меня, во всяком случае, мне он не пишет. В 2003 году снова хочется поехать на ПБП. Как мне пройти эти бреветы - все? Ведь ПБП все ближе. Надо еще с кем-то познакомиться поближе. Потом еще очень хотелось посмотреть на всех россиян. Как было написано: "общероссийский хит сезона". Если бы это соответствовало:

- Интересно, чтобы собрались все знакомые. Два года не виделись. В конце концов: если только жить одними обещаниями и планами, и их не реализовывать, то люди забывают друг про друга, растворяются где-то, начинается застой.

- Я взглянул на карту, и мне показалось, что с этой дороги я буду непрерывно видеть Ладогу, представил себе, какую красоту я буду видеть. А потом любому своему встречному-поперечному знакомому буду пальцем показывать: "Вот смотри - я проехал вокруг Ладоги".

(В) - Какие задачи на бревете Вы ставили перед собой?

(Дж) - Ничего не ожидал от этого бревета, т.к. до этого не участвовал в российских бреветах. Я ничего не знал ни про дорогу, ни про условия. Поэтому была задача просто проехать 800 км, особенно ничего не ожидал.

(Ю) - Скажу, как бывший спортсмен. В душе моей, наверное, не угасло, наверное, вот это - борьба за место, ну за время теперь уже, может быть. Поскольку я в Париже, благодаря травме, едва докатился, хотя ехал хорошо, то хотелось как-то реабилитироваться. И еще - В Париже мне хочется попытаться проехать без сна, т.е. где-то за 50-55 часов, вот так попытаться. Чтобы смоделировать это как-то немножко - я хотел проехать вот эти 800км без сна. Попутно посчитал, какая же выйдет средняя скорость, и подумал, что ее наверно хватит и для победы. До поры до времени об этом молчал, конечно, чтобы не сглазить. Ну, так оно и получилось.

(Дж) - Что касается следующего ПБП. Предыдущий ПБП я закончил за 67 часов. Думаю, что я не пытался ехать максимально быстро. Но ехал довольно быстро, и это было для меня неплохое прохождение. Думаю, что в следующий раз я поеду медленнее.

- Почему?

- Потому что я хочу расслабиться и вкусить там больше удовольствия. Поеду на каком-нибудь странном велосипеде: может быть на веломобиле или на не очень новом или на каком-то экзотическом велосипеде.

(В) - Фантастично! Никогда нам не понять их, вот этих англичан, никогда. Их шляпы, их корзины на переднем колесе с цветами. Но все на ПБП точно знали - это едет Англия.

(Дж) - Когда Юра говорит, что может проехать ПБП за 50-55 часов, я думаю, что могу сбросить со своего результата 10 часов, т.е. за 57 часов. Юра будет быстрее меня.

- Во Франции я спал примерно 5 или 6 часов. Думаю, что для улучшения времени мне следует проводить меньше времени на КП.

(В) - Какие задачи обычно ставят перед собой участники на бреветах, которые проводятся в ваших странах?

(Дж) - Я думаю, что главное - это удовольствие. Длинные дистанции трудны. Если Вы хотите участвовать, то должны тренироваться, чтобы выполнить бревет. (Главным для большинства является - преодолеть себя.)

(Ю) - Нас очень мало, поэтому не получается объективной картины. У меня есть двое знакомых: они ставят перед собой задачу, какую? В зависимости от подготовленности, иногда просто доехать. Если хорошо готовы то, скажем, такую: 300 км проехать во временном лимите 200км - за 13-30. То, вообще, иногда экзотическая цель возникла: успеть домой к началу какого-то фильма вечером. Другой раз ребятам хотелось проехать со средней грязной скоростью 25км/час, не взирая ни на какую усталость. Но темп не был выдержан к концу и составлял уже, наверное, какие-то 15 км/час. Иногда едут лишь бы уложиться в норматив.

(В) - Нравится ли Вам кататься по одним и тем же маршрутам или вы предпочитаете их разнообразие?

(Дж) - Пока я просто катался разные бреветы. Обычно клубы имеют постоянные маршруты каждый год с некоторыми дополнениями или изменениями.

(Ю) - По одним и тем же маршрутам, конечно, никому не нравится кататься. Но когда стоит выбор между плохим маршрутом, и хорошим (т.е. по состоянию дороги и там деревья, машины, экзотика), но который уже был, то лучше уж по старому ехать, чем по новому плохому.

(В) - Что Вы предпочитаете: скорость, красоты, знакомства, общение?

(Дж) - Все имеет некоторое значение. Скорость, по-видимому, не имеет для меня очень большого значения. Окружающие виды важны и мне интересно, когда маршрут проходит по той части Англии, которую я не знаю очень хорошо. В этот раз, к сожалению, общение не получалось, так как я не знаю достаточно русский язык, но общение очень важно.

(Ю) - Ну, если по движению - то это удовольствие от процесса. Формируется состояние такой бодрости какой-то. Скорость прикладывается к этому состоянию, и очень важно, чтобы дорога была живописная, с хорошим покрытием, без машин. Про общение трудно сказать что-либо, так как нас едет всего два-один. Конечно, оно скрашивает расстояние, смотришь и 20-30км куда-то улетели.

(В) - Есть ли у Вас тактика движения? Какую тактику Вы выбирали для этого марафона?

(Дж) - Да конечно, но в этот раз я ей не следовал. Моя обычная тактика - это очень медленно начинать, потому что впереди очень длинный путь. Не следует начинать быстро. Но на этом бревете все начали очень быстро. Думаю, что мне повезло: я ехал сзади группы и прокололся. Я смог остановиться, а не следовать за группой: Вынужденная остановка позволила мне оторваться от группы.

- Однажды в Англии мне пришлось долго ехать быстро. Просто потому, что условия были трудными, очень трудными и пришлось ехать по мелким дорогам. К тому же я стремился выбраться из леса, пока не стало темно, и ехал очень быстро. В результате мне было очень сложно финишировать.

- Таким образом, в начале движения я еду не спеша, а затем в конце увеличиваю скорость движения.

Спите ли Вы во время движения?

- Это зависит от длины. До 400км я предпочитаю ехать без сна. Если дистанция более 400км, то думаю, что следует спать. На этом бревете я спал, по-моему, 2-3 час. Это для меня достаточно.

(Ю) - Скажем очень кратко. Тактика конечно есть. Она сложная, но основа всему, чтобы голова все время работала. Как только поплыла голова, значит, едешь не правильно.

- Не люблю тратить время на сон. Прежде всего потому, что условия для сна обычно плохие и после сна плохо едется сразу, долго отходишь. Но без него иногда, вообще никуда не денешься. Если уж надо, так надо. На 600 км вообще не спал ни разу. А сейчас 15 минут где-то в отрубе полежал, наверное. Я и не спал, просто уже сил не было. Где-то это было на 725км (район Сосново).

(В) - Вопрос, как от молодого организатора бреветов: На своих бреветах Вы регистрируетесь заранее или на старте?

(Дж) - За несколько дней или недель заранее до старта. В Англии все делается заранее. Возможно зарегистрироваться в день старта, но никто так не делает. Большинство участников делает это заранее. Некоторые просматривают календарь марафонов в начале года и выбирают себе бреветы: этот, этот, и регистрируются в начале года, в январе. На старте же нам выдают (желтые) карточки участников.

- Да, у Вас много участников и много бреветов. А показываете ли Вы какие-либо документы, страховки?

- Страховка является частью нашего членства в клубах. Вы можете участвовать, даже если Вы не член клуба, но тогда Вам надо иметь страховку.

- А показываете ли Вы какие-либо медицинские документы?

- Нет.

(Ю) - Да заранее, накануне. А то, что там за 15 - 20 минут до старта - это уже 1-ый контрольный пункт. У нас в Лозовой заранее.

- Юра, а как у Вас со страховками?

- Никак, экономим на страховках.

(В) - Джеймс, у Вас фамилия такая же, как на раме Вашего велосипеда - REYNOLDS. Это не случайно?

(Дж) - Это наименование фирмы, которая делает трубы. И это распространенная фамилия в Англии.

- А я думал, Вы скажете: "Это мой папа, мой брат..."

- Ха-ха. Это конечно из-за моей фамилии мне приходится иметь раму из труб этой фирмы!

Трехсотка (2003г) Виктор Мясников

300 км, 9 мая буду помнить долго. Старт начался хорошо. До Зеленогорска шел нормально. Время по кассовому чеку в Зеленогорске 9ч. 52 мин. Дальше тоже все шло по плану, но поворот после

Озерков пропустил. Понял это только тогда, когда въехал в какую-то Тарасовку. Спрашиваю у

аборигенов, где поворот на Рябово, а меня все отсылают назад. Смотрю на карте - поворот направо на Рябово обозначен на карте, как дорога на Лужки, а маршрутном листе стоит просто поворот направо ( без Лужков, это меня и сбило с толку ).

Доехал до Рябово - время по кассовому чеку 15 ч. 09 мин. Понимаю, что из-за моей промашки с

с поворотом еду самым последним. Проехал Камышовку, повернул налево к Каменке. Силы на исходе, доехал до километрового столба с цифрой 9. Сколько еще до Выборга понять не могу. Время 17 ч.30 мин. Слегка темнеет , чуть-чуть холодает. На спидометре 230 км, и это ужасает, потому что сил почти нет. Принимею решение-ехать назад.

Еду назад. Вдруг боковым зрением на обочине дороги фиксирую посторонний предмет который не вписывается в окружающий ланшафт никаким боком. Проехал около полукилометра пока измученные мозги сформировали посторонний предмет в конкретную форму. Это была противотанковая мина!!! Возвращаюсь назад и точно, в канаве лежит противотанковая мина

ТМ-62М 87 года выпуска. Взрыватель вывернут.

До Зеленогорска доехал через "немогу". Голод, холод и отсутствие всех жизненных рефлексов. На

спидометре 326 км. Время прибытия в Зеленогорск 23 ч. 40 мин. На велосипеде двигаться больше

не могу. Электрички уже не ходят, сажусь в последний автобус который отходит в 00ч 00мин. От СПБ до родного Сертолово еду на такси. Водитель включил печку в машине на полную мощность

и все струи воздуха направил на меня . Только так я отогрелся. По понятным причинам-больше нигде не отмечался. Домой прибыл в 2 ночи еле живой.

Отсюда вывод- на дистанцию более 300 км я не готов, буду тренироваться, а там посмотрим.

Как "победители" понимают рандоннерство. Петриков Владимир

Позвольте предложить Вам небольшой обмен мнениями американских рандоннеров о смысле рандоннерства и оценке результатов участников.

Письма взяты из рассылки randon@topica.com

Только, что (15.07.01) закончился марафон "Gold Rush Randonnee", 1200км за 90 часов, который живо освещался в рассылке каждые 6 часов в течение 4-х дней.

С самого начала лидировали два канадца: Кейт Фрезер и Мишель Лоу (Keith Fraser, Michael Lau). Весь марафон они проехали вместе.

12.07.01 8-ое сообщение с марафона, Вторник, утро, 60 час после старта: From: "Gold Rush Info" GoldRushInfo@davisbikeclub.org

Мы имеем победителя и первого обладателя рекорда! 42-летний ванкуверец из Британской Колумбии в одиночку финишировал этим утром в 4:55, с общим временем 58:55. Партнером Кейта почти всю дорогу был 39-летний канадец Мишель Лоу из Оттавы, Онтарио. За 15 кварталов до финиша Мишель сошел с маршрута, объявив, что собирается пропустить финишный контроль, и направился прямо в свой отель. Мы ожидаем, что Мишель зарегистрируется официально позже, когда проспится.

12.07.01 В клуб-организатор марафона (To: GRRinfo@davisbikeclub.org):

Не могли бы Вы прояснить для не соревнующихся рандоннеров ПОЧЕМУ Мишель Лоу не захотел записать свое зачетное время вместе с Кейтом Фрезером?

Моя семья сделала несколько предположений: но только одно кажется резонным. Кейт "нуждался" в победе, как некой ступени для будущих гонок?

Хотя я уверен, что после 60 часов на велосипеде остается мало причин.

Еще раз спасибо за Вашу прекрасную работу.

Мишель Гуттенберг (Michele Guttenberg)

12.07.01 От Клуба-организатора (From: GoldRushInfo@davisbikeclub.org)

Здравствуйте Мишель,

Мы думаем, что тоже знаем. Кен Боннер (Ken Bonner), 4-ый на финише, живет в том же отеле и сказал, что передал Мишелю, чтобы тот подъехал на финиш и зарегистрировал результат.

Джой (Joe) (главный организатор)

14.07.01 От Билла Брайанта (From: Bill Bryant Bill_Bryant@prodigy.net)

Ответ очевиден:

Мишель Лоу это истинный рандоннер и он понимает, что рандоннерство это НЕ соревновательное мероприятие. Каждый может остановиться, когда ему необходимо, настолько, пока ему позволяют временные рамки. Мне кажется, что после такой продолжительной езды без какого-либо сна, он сильно хотел немного отдохнуть на своем пути. ;-)

Если серьезно, то быстрая езда в рандоннерстве - замечательна, но она существует по индивидуальным потребностям, а не по соревновательным причинам. Статья 12 Правил Мировых Рандоннеров (the Regulations of the Randonneurs Mondiaux) ясно гласит: "Эти бреветы являются не соревновательными мероприятиями (пробегами), поэтому классификация участников не проводится". Поэтому все, что делает Джой Голдраш (Joe Goldrush), объявляя "мы имеем победителя" или "тот-то и тот-то на таком-то месте" - это какая-то попытка превратить рандоннерство в гонку. Важно уточнение: по-французски гонка - "course", а "randonnee" - подразумевает: отправиться на прогулку или прогуливаться без цели, для удовольствия, на велосипеде или пешком. Этот марафон называется "Gold Rush Randonnee" и проводится с санкции и по правилам Мировых Рандоннеров. Это не гона "Gold Rush Race", что было бы соревнованием типа RAAM. Соотношение рандоннерство - гонки подобно паре "апельсин - яблоко": оба схожи на первый взгляд, но совершенно различны. В отличие от гонок, где по определению, должны быть победитель и призеры, первые в рандоннерстве не обыгрывают своих товарищей рандоннеров, они только проезжают пробег более быстро. Снимем шляпу перед Кейтом Фрезером за выдающееся достижение (результат), но сделаем то же перед каждым из его товарищей по старту, кто успешно закончил пробег за 90 часов - они также были выдающимися! Если бы Вы могли увидеть устремленность Крейга Вилсона (Craig Wilson), спешившего финишировать за 88 часов, с травмой шеи (with a bad case of Shermer neck) более 600км, не является ли он также исключительным? Был ли он "побит" "победителем" Кейтом Фрезером? Я надеюсь, что парни типа Джоя увидят, как важен выбор слов, когда описывается рандоннерство и достижения рандоннеров.

Если Мишель Лоу вернет свою карточку на финиш до его закрытия, он будет официально оформлен и получит такую же специальную GRR футболку и медаль, как любой другой участник, закончивший дистанцию, хотя и более медленно. Это в духе сильной традиции товарищества рандоннеров. Вот почему большинство марафонов рандоннеров перечисляют своих финишеров по алфавиту, а не по временам прибытия (некоторые даже не указывают времена участников). Забавно, что организаторы (Gold Rush) планируют перечислить участников тоже по алфавиту, поэтому, я думаю, Джоя Голдраша немного занесло. Давайте простим его: очень работящий парень, полный энтузиазма и самоотверженности, он пытается поддержать высокий уровень пробега и всю информацию с него получает заочно (в электронном виде), а это именно времена прибытия и т.п. Для сравнения, я видел весь пробег изнутри, работая на контрольных пунктах и перевозя баулы участников. Отмечая карточки участников, накачивая шины или готовя бутерброды, я болтал или видел всех участников. Теплота взаимоотношений, не зависимо от скорости, была поистине сердечной и оставит замечательные воспоминания. Как бы здорово они не ехали, они подбадривали друг друга, даже временами замедляясь, чтобы быть полезными. Они знают, что рандоннерство это всеобщее участие и прохождение дистанции, а не соревнование.

Хочется отметить НЕВЕРОЯТНУЮ работу всех работников клуба-организатора на всех контролях вместе с перевозчиками баулов. Какая преданная, талантливая группа; они сделали все на 100%, чтобы помочь всем рандоннерам и рандоннеркам воплотить свои мечты. Ура - ура - ура! Всем организаторам и участникам пробега!

Билл Брайнт (Орг.комитет пробега)

Вице-президент Randonneurs USA

14.07.01 От Мишеля Лоу (From: "Michael Lau" mlau@cyberus.ca)

Привет Мишель и организаторы GRR:

Думаю, что многие были озадачены моим поступком. Мое решение остановиться за 2 км до финиша не имеет отношения ни к Кейту, ни к организаторам и добровольным помощникам пробега.

Я верю, что рандоннерские пробеги задуманы, как не соревновательные пробеги, таковыми и являются, хотя рекорды фиксируются для большинства 1200км пробегов. Лично я против записи рекордов дистанций для рандоннерских бреветов. Вот почему, я предпочел, чтобы мое имя не стояло в рекордах этого пробега. Я бы так не сделал, если бы это была супер-гонка (ultra race). У меня была цель ехать почти 60 часов, а моё официальное финишное время и место не много для меня значат.

То же я сказал Дэну Шедоуну (Dan Shadoan), когда он позвонил мне в мотель в четверг днем, чтобы напомнить про регистрацию.

Повторю последнюю реплику Кейта Фрезера ко мне, когда я повернул вбок: " Ты очень не обычен". Это только моё личное мнение, так как я не прошу организаторов убрать все рекорды бреветов. Я чувствую, что без рекордов, бреветы станут менее соревновательными, что способствует большему товариществу. Во время бреветов предыдущих лет, я видел слишком много не финишировавших участников, из тех, кто хотел только установить/побить рекорд дистанции.

С уважением,

Мишель Лоу

12.07.01 От Клуба-организатора <GoldRushInfo@davisbikeclub.org>

Мишель Лоу зарегестрировался в 14:02 после 6,5 часового отдыха. Он находится под впечатлением от гонки, говоря, что здесь лучшие пейзажи из всех 1200км, которые он проехал.

...

Ждем участников....